Адиль АЙСАНОВ
старший научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения ФКУ «НЦ БДД МВД» России, майор полиции
В 2024 году более пятой части (21%, или 27 699) всех ДТП связано с нарушением скоростного режима движения. На данные происшествия пришлось более четверти (27,1%, или 3 900) погибших и более пятой части (21,1%, или 34 703) раненых. При этом количество ДТП возросло на 6,1%, число погибших – на 0,5%, раненых – на 10,1%. Рост показателей аварийности отмечается шестой год подряд.
Дорожно-транспортные происшествия, связанные с нарушением скоростного режима движения, включают ДТП, произошедшие из-за несоответствия скорости конкретным условиям движения (92%) и превышения установленной скорости движения (8%) (рис. 1).
Две трети (63,5%, или 17 578) рассматриваемых ДТП зафиксировано в светлое время суток, на них приходится чуть больше половины (54,5%, или 2124) погибших. При этом на 36,5% ДТП в темное время суток приходится 45,5% погибших. Тяжесть последствий в темное время суток (12,2) значительно выше, чем в светлое время суток (8,8).
Происшествия, связанные с нарушением скоростного режима, чаще всего фиксируются в выходные дни. В субботу и воскресенье зарегистрировано 9339 ДТП, что составляет более трети (33,7%) от общего количества рассматриваемых происшествий. Распределение погибших по дням недели имеет схожую тенденцию — на выходные дни приходится 35,9% (1400) (рис. 2.).
Наибольшие показатели аварийности из-за нарушений скоростного режима регистрировались в июле и августе. Увеличение показателей началось с апреля, а снижение — с сентября (рис. 3).
Нарушения скоростного режима в большинстве случаев (32,1%, или 8891) фиксировались при съездах с дороги, столкновениях (16,2%, или 4495), наездах на препятствие (14,1%, или 3907), наездах на пешехода (11,8%, или 3260). В случаях наездов на пешеходов из-за нарушений скоростного режима показатель тяжести последствий (14,9) в полтора раза и более превышает этот же показатель среди других видов ДТП (рис. 4).
Почти две трети ДТП (61,8%, или 17 106), связанных с нарушением скоростного режима, произошло в НП. При этом большая доля погибших (55,4%, или 2162) приходится на дороги вне НП. Тяжесть последствий вне НП (13,2) более чем в полтора раза выше, чем в НП (7,8).
Вне НП более половины рассматриваемых ДТП (55,5%, или 5877) и погибших (56,5%, или 1222) приходится на региональные и межмуниципальные дороги. Наибольший показатель тяжести последствий (13,6) имеют ДТП,
зарегистрированные также на данных автомобильных дорогах.
Необходимо обратить внимание на участки федеральных, региональных и межмуниципальных дорог, проходящих через НП. На этих участках зарегистрировано чуть больше четверти (25,1%, или 4300) от всех рассматриваемых ДТП в НП, однако доля погибших (44,1%, или 763) значительно выше и приближается к половине (рис. 5).
В зависимости от типа объектов УДС на месте ДТП более двух третей (68%, или 19 459) происшествий зарегистрированы на участках без дополнительных объектов УДС (перегон). Эти участки характеризуются и наиболее высоким (11,3) показателем тяжести последствий (рис. 6).
Как и количество соответствующих участков, большинство происшествий из-за превышения скоростного режима зарегистрировано в местах с ограничением максимальной скорости движения не более 60 км/ч (38,3%) и 90 км/ч (34%). Однако наибольшая доля погибших (42,5%) приходится на участки с ограничением скорости не более 90 км/ч. Тяжесть последствий увеличивается пропорционально максимально допустимому ограничению скорости движения (рис. 7).
Почти в каждом пятом ДТП (18,7%, или 5184), связанном с нарушением скоростного режима, виновный водитель находился в состоянии опьянения или отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. На эти ДТП пришлось более трети (35,5%, или 1383) погибших.
Каждое шестое (17,6%, или 4876) происшествие, связанное с нарушением скоростного режима, совершено лицами, не имеющими права на управление ТС либо лишенными такого права. На эти ДТП приходится почти пятая часть (19,5%, или 762) смертельных случаев. Необходимо отметить, что количество таких ДТП увеличилось на 12,1%, число погибших в них — на 5,7%, раненых — на 12,9%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации в 2024 году. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2025.
Антонов С. Н. К вопросу о значимости профилактики правонарушений в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения. — 2025. — № 1. — С. 8–13.
Баканов К. С., Исаев М. М. Правовые и организационные механизмы повышения оперативности устранения угроз безопасности дорожного движения в рамках дорожной деятельности // Безопасность дорожного движения. — 2025. — № 1. — С. 25–36.