Весенняя непогода с порывистым ветром и снегом не смогла помешать торжественному старту беспилотного грузового движения по Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).

ЦКАД — вторая автомагистраль в стране, по которой теперь курсируют беспилотные грузовики, представляющие собой автопоезд в составе тягача и полуприцепа.

В официальной церемонии запуска приняли участие первый заместитель министра транспорта Валентин Иванов, заместитель министра транспорта Андрей Никитин, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, генеральный директор NatCar Илья Саттаров и первый заместитель начальника ГОУБДД МВД России Николай Шеюхин.

Надо сказать, что развитие инфраструктуры для беспилотных перевозок в нашей стране ведется в рамках федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры».

Еще в октябре 2022 года Правительство страны одобрило введение экспериментального правового режима (ЭПР) для федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры» (БЛК). Запуск автономных грузоперевозок на автомагистрали М‑11 «Нева» стал первым этапом проекта, являющимся частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений Президента России и Правительства РФ по подготовке «Транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» и «Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли РФ».

Цель — за счет эксплуатации грузового автотранспорта в беспилотном режиме снизить себестоимость магистральных перевозок, создать каркас конкурентоспособных внутренних и транзитных грузовых коридоров.

В прошлом году действие ЭПР расширили на ЦКАД и трассу М‑12 «Восток». Активное участие в проекте принимают производители беспилотных грузовиков КамАЗ и Navio, логистические операторы АО «Национальный перевозчик», «Глобалтрак Лоджистик», «Магнит», Х5 Logistics, Wildberries и ГК «Автодор» в качестве оператора инфраструктуры.

К марту 2025 года число беспилотных грузовиков на трассе М‑11 увеличилось до 67 единиц, которые преодолели 7,2 млн км и перевезли 800 тыс. кубов грузов. К 2030 году планируется увеличить протяженность дорог, пригодных для движения беспилотных грузовиков, до 19,5 тыс. км. Ожидается, что к концу 2025-го по М‑11 будут перемещаться 93 беспилотников. В 2026 году планируется запуск беспилотного движения по трассе М‑12 «Восток».

«Запуск беспилотных грузоперевозок по ЦКАД — это важный шаг к повышению эффективности логистики в России. Мы уже успешно реализовали проекты на трассе М‑11, где беспилотные грузовики позволили сократить время доставки между Москвой и Санкт-­Петербургом. Теперь мы запускаем беспилотное движение на ЦКАД и готовимся это сделать на М‑12 в следующем году, что позволит еще больше сократить время доставки и повысить безопасность перевозок. Крупные компании уже активно используют эту технологию, понимая ее потенциал для оптимизации затрат и ускорения доставки. К концу 2025 года мы ожидаем, что беспилотный автопарк достигнет рекордных показателей, а именно 10 млн км пробега и порядка 1,5 млн кубов перевезенных грузов», — отметил Валентин Иванов, который и дал старт движению беспилотных автопоездов по ЦКАД.

Действительно, внедрение беспилотных технологий на ЦКАД не только повысит скорость доставки, но и снизит риск аварийных ситуаций. Беспилотные грузовики способны двигаться со средней скоростью на 11% выше, чем обычные автомобили с водителями, достигая 90 км/ч, что существенно ускоряет доставку грузов. Ожидается снижение расходов на топливо и комплектующие на 10–14% для маршрутов протяженностью более 1000 км. Кроме того, средний износ комплектующих снизится на 5%. Беспилотные технологии также позволят сократить простои автопарка из-за нехватки водителей и перераспределить около 30% водителей на другие направления, оптимизируя использование человеческих ресурсов.

Вообще развитие и внедрение беспилотных технологий в грузоперевозках в России началось с 2017 года, когда состоялись первые испытания беспилотного автомобиля КамАЗ на полигоне в Набережных Челнах. В 2018 году «Сбер» и Cognitive Technologies подписали соглашение о разработке беспилотных платформ для грузового транспорта. В 2021 году «Яндекс» вывел на автодороги тестовые беспилотные автофургоны на ограниченных маршрутах в Татарстане. В 2023 году на ПМЭФ продемонстрировали прототипы автономных автопоездов с ИИ‑навигацией компании Avrora Robotics. Правда, на протяжении всего этого периода отсутствовала нормативная база, но в 2022 году вступили в силу поправки в ПДД, позволяющие тест беспилотников на дорогах общего пользования при соблюдении определенных условий.

Выбор ЦКАД для беспилотного грузового движения совершенно не случаен — это один из самых продвинутых дорожных проектов России: более 330 км высокоскоростных магистралей; полностью цифровая инфраструктура (DSRC, V2X, камеры, сенсоры); замкнутый контур с высокой плотностью логистических хабов (Клин, Домодедово, Лыткарино и др.). Все эти факторы делают автомагистраль идеальным полигоном для отработки беспилотных логистических решений, прежде чем масштабировать их на другие регионы.

Цифровой двой­ник ЦКАД, разработанный концерном «Телематика», обеспечит дополнительную безопасность движения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) и эффективную помощь для управления транспортными потоками.

Цифровой двой­ник представляет точную модель автотрассы, отражая все изменения дорожной ситуации в реальном времени. Он создан на базе технологии V2X (Vehicle-to-­Everything — автомобиль, подключенный ко всему), позволяющей обмениваться данными между автомобилями и умной дорожной инфраструктурой. Это дает возможность беспилотникам видеть за пределами своих сенсоров, получать информацию об авариях, пробках, изменениях погодных условий, остановках машин на трассе и опираться на эти данные во время движения.

ЦКАД, как уже говорилось, стала второй в России трассой после М‑11 «Нева», для которой по инициативе Минтранса России был создан цифровой двой­ник. Проект помогла реализовать компания «СофтТелематика» (входит в концерн «Телематика»). Это одна из самых технологичных и умных дорог страны. Она оснащена передовыми системами и оборудованием концерна «Телематики»: на ЦКАД установлены базовые станции с технологией взаимодействия с беспилотным транспортом V2X и автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) нового поколения с распознаванием инцидентов на основе искусственного интеллекта. Система в реальном времени мониторит дорожную ситуацию и предупреждает водителей о различных инцидентах — от аварий до изменений погодных условий, базовые станции передают информацию о дорожной ситуации в беспилотные или подключенные автомобили. По трассе курсируют автомобили аварийных комиссаров, которые получают данные о любых инцидентах от умной дороги с помощью бортовых устройств. Цифровой двой­ник сможет аккумулировать информацию от всех участников дорожного движения, включая ВАТС.

«Цифровой двой­ник для ЦКАД — это второй проект «СофтТелематики» по созданию точной виртуальной модели магистрали на базе технологии V2X. Она позволяет беспилотникам обмениваться с инфраструктурой данными о трафике, погоде и дорожных инцидентах в режиме реального времени. Цифровой двой­ник ЦКАД стал умнее, он может получать информацию о ситуации на дороге не только через АСУДД, а напрямую из систем видеоаналитики, что делает обмен данными еще оперативнее», — подчеркнул генеральный директор компании «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов.

Следующим этапом развития проекта после ЦКАД станет создание цифрового двой­ника для трассы М‑12 «Восток».

Развитие инфраструктуры для беспилотных перевозок в рамках федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры» предусматривает создание к 2030 году единой сети маршрутов протяженностью 20 тыс. км, обеспеченных цифровыми двой­никами. Это позволит значительно снизить аварийность, ускорить грузоперевозки и укрепить позиции России на международном рынке логистики.

На ЦКАД реализована уникальная система автоматизированного управления дорожным движением (АСУДД) нового поколения, которая использует искусственный интеллект (ИИ) и компьютерное зрение, для выявления инцидентов, информирует водителей о ситуации на дороге и погодных условиях с помощью информационных табло. Решение помогло снизить аварийность в 3 раза и выявило более 660 тыс. инцидентов за все время. Совместное использование АСУДД с технологией V2X позволяет беспилотным и подключенным автомобилям общаться между собой и с дорожной инфраструктурой.

Одним из важных достоинств ЦКАД стала интеграция в ее структуру программного обеспечения «Свободный поток» — безбарьерной системы взимания платы за проезд по платным трассам без остановок. Передовой комплекс идентификации транспортных средств на основе ИИ фиксирует класс, марку и номер автомобиля с точностью 99% на любой скорости. Подобная технология весьма успешно применяется на 1115 км дорог. «Свободный поток», кроме ЦКАД, используется на Московском скоростном диаметре, на трассе М‑12 «Восток», на Витебской развязке в Санкт-­Петербурге и других трассах. Более 360 млн транзакций совершено в системе за все время ее работы.

Все это как раз и является основой интеллектуальной транспортной системы (ИТС) ЦКАД.

«Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД) уже стали неотъемлемой частью инфраструктуры скоростных магистралей Госкомпании «Автодор». Использование цифровых решений делает наши трассы «умными», что создает необходимые условия для движения беспилотного транспорта. В настоящее время на ЦКАД работает свыше 250 видеокамер, почти каждая из которых оснащена автоматическими блоками выявления инцидентов. Также на автотрассе установлено более 300 детекторов транспорта и около 250 электронных знаков и табло. Дополнительное удобство для беспилотного транспорта создает система «Свободный поток», действующая на ЦКАД. На этой дороге нет шлагбаумов, а следовательно, не требуется снижать скорость и подключать водителя-­оператора к управлению автомобилем при проезде пунктов взимания платы. Аналогичным преимуществом обладает и трасса М‑12 «Восток», — подчеркнул Вячеслав Петушенко.

Надо отметить, что при строительстве М‑11 «Нева», ЦКАД и М‑12 «Восток» Госкомпания «Автодор» организовала места размещения, а также электроснабжение для оборудования операторов сотовой связи. Это позволило оперативно развернуть оборудование при запуске движения и выполнить поручение Президента РФ по организации сотовой связи на вновь строящихся автомобильных дорогах.

По мнению директора Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полины Давыдовой, запуск беспилотного движения на ЦКАД является важным шагом для развития транспорта. Здесь расположены склады крупнейших ретейлеров и онлайн-­площадок, поэтому включение дороги в сеть беспилотных перевозок стало особенно важным. Благодаря интеграции с трассой М‑11, а в будущем и с другими магистралями, создается единая сеть для беспилотных грузоперевозок. Это позволит сократить время доставки на 20–30% и снизить затраты на перевозки. «Цифровой транспорт и логистика» стремится сделать беспилотную перевозку максимально автоматизированной, как конвейер, сводя участие человека к минимуму.

По оценке Минэкономразвития внедрение беспилотных грузовиков может снизить стоимость перевозки на 15–20%; экономия на топливе и зарплате водителей составит до 2 млн руб. в год на один грузовик. По данным «Института проблем транспорта» РАН, в случае массового внедрения ВАТС загрузка автотрасс снизится на 25% (за счет оптимизации трафика), количество ДТП с тяжелыми грузовиками — на 40%.

По словам Ильи Саттарова, ЦКАД является ключевым звеном, которое соединит движение беспилотников по авторассам М‑11 и М‑12 в единую логистическую сеть. Для бизнеса это значит, что грузы из подмосковных складов Wildberries и «Магнита» будут доезжать на 20% быстрее. Причем автономная доставка грузов — уже не эксперимент, а работающий инструмент.

По ЦКАД (на 53-м км автомагистрали, близ села Софрино) стартовали два беспилотных автопоезда под названием «Маяк‑2», базирующихся на шасси флагманской модели седельного тягача КамАЗ‑54901, которые подготовил дочерний камазовский автоперевозчик NatCar. Еще пара автопоездов стала детищем совместных усилий китайского автопроизводителя Sinotrak и отечественной компании Navio. Машины полностью адаптированы под российский рынок и дороги.

Каждый из участников автономных грузоперевозок применяет собственные технические решения. КамАЗ и Cognitive Pilot используют лидарно-­камерную модель восприятия с нейросетевой обработкой. «Яндекс» применяет совмещенные картографические решения с 3D‑моделями дорожной среды. Avrora делает ставку на V2V- и V2I‑коммуникации для синхронного движения колонн беспилотников (так называемый platooning).

В целом за все время работы КамАЗ в направлении беспилотных технологий автономные автомобили успешно прошли испытания в различных климатических, погодных условиях, эксплуатировались на разных территориях. Компанией разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения, создано около десяти прототипов — бортовые автомобили, самосвалы, тягачи.

В проекте, который реализуется на ЦКАД, Камский автозавод от стадии пилотных образцов постепенно переходит к этапу предпромышленного внедрения. Поэтому такие автомобили можно уже назвать предсерийными образцами. Это тягачи, близкие к тем, которые станут серийными. Грузовики второго поколения — «Маяк‑2» (дополненная переработанная версия автомобиля «Маяк‑1», в том числе в плане подбора компонентной базы) поэтапно приближаются к тем, что должны будут выпускаться на сборочном конвейере. КамАЗ как единственный российский производитель ВАТС на базе грузового шасси собственного производства обладает необходимой научно-­технической компетенцией и продолжит работу по совершенствованию технологии беспилотной доставки.

Камский автозавод планирует запустить беспилотные грузовики версии «Маяк‑2.5», в 2027 году — «Маяк‑3», который будет оптимально приближен к серийной модели. Массовое производство беспилотников планируют освоить в 2028 году.

Нельзя не сказать, что «Маяк‑2» создавался уже на базе санкционно устойчивой версии тягача КамАЗ‑54901. При этом вся компонентная база, отвечающая за обеспечение автономного движения, в автомобиле «Маяк‑2» тоже санкционно устойчивая. Кроме того, машина доработана с учетом эксплуатации автомобиля «Маяк‑1» в реальных условиях. Так, инженеры компании пересмотрели места установки сенсоров, установили производительные решения, такие как улучшенная навигация, лидары с увеличенной дальностью действия, усовершенствованные радары, более устойчивая связь. Таким образом, качественно улучшены технические характеристики автомобиля в смысле аппаратного обеспечения автономного движения.

При эксплуатации беспилотных автопоездов на ЦКАД каждый из них может в пути между хабами самостоятельно перестраиваться с одной полосы на другую, включать дворники, реагировать на знаки, разметку и других участников движения. Контролирующий движение машины инженер-­испытатель, согласно действующей нормативной базе, должен находиться в кабине машины, но необязательно на водительском месте.

Сам грузовик подключен к цифровому двой­нику ЦКАД и полностью информирован о заторах, аварийных ситуациях и иных проблемах. Предполагается, что беспилотники повысят скорость доставки, снизив риск аварийных ситуаций. Также автомобиль без водителя решает вопрос нехватки кадров и позволит перераспределить людей на другие направления. Водитель-­оператор нужен для заправки, парковки, на случай пробоины в колесе, при сложных маневрах и метеоусловиях. В случае экстренных ситуаций он сможет взять управление на себя.

«Сегодня нехватка водителей-­дальнобойщиков на отечественном рынке составляет около 30%, поэтому крупные компании-­грузоперевозчики с большим интересом присоединяются к этому проекту, поскольку четко осознают, что за беспилотными перевозками будущее. Благодаря интеграции с трассой М‑11, а в будущем и с другими магистралями, создается единая сеть для беспилотных грузоперевозок. Это позволит сократить время доставки на 20–30% и снизить затраты», — отметила Полина Давыдова.

По утверждению Вячеслава Петушенко, все трассы, которые находятся в доверительном управлении ГК «Автодор», строятся с таким расчетом, чтобы они были безопасны и комфортны не только для обычных автомобилей, но и для беспилотных.

По словам Ильи Саттарова, все испытатели беспилотников — профессионалы, проработавшие как минимум три года по категории «Е» и прошедшие обучение в инженерном центре компании. «Мало быть опытным водителем — важно квалифицированно давать обратную связь о тех непредвиденных событиях, которые происходили в дороге», — рассказал он. Компания NatCar участвует в эксперименте уже почти два года. Начинали с шести беспилотных автомобилей, сейчас их 24. «За это время наши беспилотники не привезли ни одного штрафа», — подчеркнул эксперт. Также с 2023 года прогрессировали технологии, улучшилась сенсорика радаров и лидаров, повысилась устойчивость связи, которая позволяет машине взаимодействовать с цифровым двой­ником дороги. «Мы не гонимся за количеством транспорта, мы ставим целью проехать как можно больше километров в разных режимах и условиях, накопить и обработать отклонения и вернуть их новыми алгоритмами в вычислительный центр.Пока отрабатывается технология, испытатель должен держать руки на руле. Но представленные автономные грузовики фактически без участия водителя будут двигаться по трассе», — подытожил Илья Саттаров.

Информация со всех участков автотрассы стекается в Центральный пункт управления (ЦПУ) сети дорог ГК «Автодор», являющийся мозговым центром контроля за дорожным движением ЦКАД. В ЦПУ размещена круглосуточная диспетчерская служба, которая с помощью средств автоматизированной системы управляет дорожным движением на центральном кольце, и находятся все вычислительные мощности, которые обрабатывают информацию с рамок системы взимания платы (СВП), расположенных через каждые 1,5–2 км автотрассы, и данные, поступающие с оборудования системы управления дорожным движением.Точный прогноз изменения погоды в ближайшие четыре часа и быстрое взаимодействие с подрядными организациями для уборки и обработки дороги возложено на сеть метеостанций, размещенных вдоль трассы. Именно эти данные поступают по системе связи с использованием технологии V2X, которая обеспечивает соединение всех участков ЦКАД. В результате важная для всех участников дорожного движения информация высвечивается на электронных табло вдоль трассы, а также отправляется на автомобильные компьютеры, подключенные к дорожной инфраструктуре, и в соответствующие приложения смартфонов водителей.

Надо сказать, что на ЦКАД установлено самое передовое оборудование. Это обзорные поворотные камеры, которые позволяют визуально контролировать дорожную обстановку, метеостанции, фиксирующие видимость, параметры атмосферы, температуру воздуха, а также характеристики дорожного полотна и температуру прилегающего покрытия, чтобы идентифицировать такие явления, как гололед или снег. То есть практически полностью отслеживается метеообстановка на трассе и собираются все параметры для принятия тех или иных управляющих решений.

Кроме этого, вдоль дороги расположены детекторы транспорта, которые определяют плотность транспортного потока, его скорость, идентифицируют остановки на магистрали. Все эти данные передаются круглосуточной диспетчерской службе, чтобы она могла вовремя среагировать на те или иные потенциальные инциденты.

На ЦКАД будет осуществляться взаимодействие беспилотных грузовиков с интеллектуальной инфраструктурой автомагистрали. В движении на принимающие устройства автономных машин поступает информация от специальных датчиков, встроенных в дорожное полотно.

Не случайно, что именно на площадке ситуационного центра ЦПУ организовали презентацию новейших образцов отечественной беспилотной техники.

Компания Navio представила прототип инновационного автономного седельного тягача L5. Он станет первым автомобилем для дорог общего пользования в линейке фирмы, в котором изначально отсутствует рабочее место водителя. Как считают разработчики, L5 изменит будущее магистральных грузоперевозок и задаст новые стандарты скорости для отрасли.Универсальный функциональный стек Navio основан на правилах дорожного движения и покрывает все сценарии на дороге. По классификации SAE тягач Navio соответствует пятому уровню — «полная автоматизация», которая исключает системы управления для водителя.Автономный автомобиль непрерывно анализирует окружающую среду на основе данных сенсорсета (лидары, радары, камеры): дорогу, других участников движения, элементы инфраструктуры, статические объекты. Он контролирует свое положение внутри полосы, скорость, дистанцию до объектов и при необходимости совершает перестроение. L5 умеет проезжать специальные участки (пункты взимания платы, зоны погрузки/разгрузки), может экстренно тормозить и совершать другие маневры, чтобы предотвратить возможный инцидент.

Беспилотник круглосуточно находится под контролем удаленного оператора. Дополнительным контуром обеспечения безопасности служит технология V2X, благодаря которой специалисты центра телеопераций получают информацию о событиях по пути следования транспортных средств. L5 оснащен комплексом датчиков, которые в режиме онлайн передают информацию о состоянии грузовика. В случае нештатной ситуации центр телеопераций поможет ее решить или вызвать специализированные службы.

Пропорции и формы L5 обеспечивают низкий коэффициент аэродинамического сопротивления. Отсутствие привычного ветрового стекла и боковых окон говорит о полной автономности грузовика, в котором нет места для водителя. Светотехника представлена замкнутым светодиодным контуром габаритных огней и символизирует непрерывность движения грузовика. Интерактивные панели позволяют AI‑водителю взаимодействовать с окружающим миром и повышают безопасность: информационные сообщения передаются при помощи графики и текста.

Кабина L5 может устанавливаться на шасси седельных тягачей разных производителей. Она лишена компонентов и систем для комфорта и безопасности водителя в салоне, что сокращает производственные расходы.

Учитывая аэродинамическую эффективность, автономный тягач может экономить до 15% топлива при штатной эксплуатации с совокупным снижением себестоимости перевозки до 30%. Работа беспилотных грузовиков в режиме конвейера на магистралях — самом протяженном отрезке пути — позволяет сократить сроки доставки и снизить стоимость грузоперевозки. Им не нужно останавливаться для сна и отдыха, поэтому время полезной эксплуатации может составлять до 23 часов в сутки.

С июня 2023 года автономные тягачи Navio ежедневно совершают коммерческие рейсы, ими доставлено более 62 тыс. тонн груза партнеров. На сегодня парк автономных грузовых автомобилей компании является крупнейшим в России — в рамках БЛК к эксплуатации на М‑11 допущено 43 автономных тягача Navio. Общий коммерческий пробег таких грузовиков превышает 2,9 млн км.

Другая российская компания — «ЭвоКарго» — продемонстрировала серийные малотоннажные автономные электрогрузовики EVO‑1, в которых тоже не предусмотрено места для водителя. Сотни таких машин задействованы на производственных предприятиях и складах. Кабина без водителя с платформой стала основой, на которую можно смонтировать тентованный кузов и борта в зависимости от потребностей заказчика.

Беспилотник EVO‑1, полностью базирующийся на российских разработках, оснащен гибридной системой питания от электрических батарей и водородных топливных элементов, поддерживает технологии взаимодействия с подключенной инфраструктурой умной дороги (V2X). В режиме питания от батареи, зарядка которой занимает около 40 минут, грузовик способен проехать до 250 км. Кстати, «ЭвоКарго» стала одной из первых компаний в мире, внедривших сервис автономной доставки на основе бизнес-­модели Robots-as-a-­Service (RaaS).

Можно смело сказать, что открытие движения беспилотных грузовиков по ЦКАД — это не просто технологический прорыв, а знак того, что логистика в России достигла качественно нового рубежа. При масштабировании проекта страна получит конкурентное преимущество на евразийском транспортном коридоре, сократит логистические издержки и повысит безопасность перевозок.

Валерий Васильев

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.