С новым, 2025 годом вступили в силу долгожданные изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
С одной стороны, увеличение штрафов логично, так как в последний раз они повышались в далеком 2013-м. Низкие штрафы притупляют ответственность водителей, и они начинают более легкомысленно относиться к нарушениям. С другой стороны, на дороге появилась еще одна категория участников дорожного движения, а именно лица, управляющие средствами индивидуальной мобильности (СИМ). В ПДД РФ прописано, что СИМ — это транспортное средство, и управляет им «лицо» без водительского удостоверения. Благодаря такой формулировке, «лицо» это «зависло» в законодательстве между пешеходами, велосипедистами и мопедистами. И если за водителем следят и инспекторы, и камеры фотовидеофиксации правонарушений, то «лица», управляющие СИМ и электросамокатами, продолжают разъезжать по принципу «еду как хочу», игнорируя правила дорожного движения и создавая угрозу не только для автомобилистов, но и для пешеходов.
В 2017 году я посетила Вьетнам, где количество мотобайков и велосипедистов в десятки раз превышает количество автомобилей и автобусов. Бесконечное «бибиканье», как фон среди бела дня, к которому привыкаешь с трудом. Казалось, что правила дорожного движения в этой стране вообще отсутствуют. Перейти дорогу по зебре — это настоящий аттракцион, никто тебя не пропускает. И только под конец отпуска я немного уловила наличие ПДД. Постоянно клаксонят машины, которые вынуждены ютиться на левой полосе, где они, пытаясь проехать, сгоняют многочисленную орду мотобайков. Велосипедов, скутеров и мотобайков там столько, что они не помещаются на проезжей части. Полицейские встречаются редко. Основное нарушение — это броуновское движение на проезжей части и передвижение втроем на одном мотобайке. Штраф за такое нарушение 300 долларов. При виде инспектора второй пассажир, нарушитель, спрыгивает с мотобайка на ходу, так как 300 долларов — это очень большие деньги для местного населения. Но самое главное, пока мы отдыхали, не заметили при таком хаосе ни одного ДТП! Все оказалось довольно просто: никто не нарушает скоростной режим. Днем, когда на улицах максимальное количество транспорта, — скорость движения не более 40 км/ч. И этого придерживаются абсолютно все. Такая скорость позволяет пешеходам лавировать между мотобайками при переходе дороги, а мотобайки при таких скоростях маневрируют безопасно, не уходят в занос и не сбивают людей. В 21:00, когда город опустел, мы вызвали такси. Специально посмотрела на спидометр: 60 км/ч. Никто не мешал водителю разогнаться, но всю дорогу он придерживался этой скорости.
Но давайте вернемся в Россию. Нам пока далеко до той ситуации, когда количество лиц, управляющих СИМ, превышает количество автомобилистов, но то, что им не хватает уже тротуара (а «симный» сезон уже не за горами), — это факт!
Городские власти вынуждены «впихивать» инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности в рамки существующего расположения полос, в результате чего добавляются полосы для велосипедистов, а количество полос для машин сокращается. Автомобилей при этом меньше не становится, а вот лица, управляющие СИМ, множатся в геометрической прогрессии. Скоро выделенные велополосы не будут справляться с количеством желающих прокатиться на электросамокатах. В итоге мы получим ситуацию, аналогичную Вьетнаму. Только если там штрафы достаточно высоки и касаются абсолютно всех участников дорожного движения, то у нас в настоящее время только автомобилисты сталкиваются с жесткими мерами наказания за правонарушения. В то время как пользователи электросамокатов остаются вне контроля. При этом за особо опасные нарушения профессиональный шофер может остаться без водительских прав и, соответственно, без работы, тогда как «лицо», управляющее СИМ, отделается предупреждением или штрафом 800 рублей — и будет нарушать и впредь.
Такая ситуация создает ощущение, что ответственность за безопасность на дорогах ложится исключительно на водителей, а пользователи электросамокатов могут безнаказанно нарушать правила. Это подрывает доверие к законодательству. Необходимо в дальнейшем пересмотреть законодательство в области штрафов и возможность создания справедливой системы, которая будет учитывать всех участников дорожного движения.
Людмила Ковалева
начальник отдела по безопасности дорожного движения и линейного контроля ФГБУ «Транспортный комбинат «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации