Магистралям в России включили зеленый свет

В Сочи завершился Международный форум «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве», уже седьмой по счету. Он проводится Государственной компанией «Автодор» при участии Минтранса России, Минстроя России, Федерального дорожного агентства, а также администрации г. Сочи и Инновационного центра «Сколково». Это одно из ключевых деловых событий транспортной отрасли, на котором обсуждаются наиболее актуальные темы и проблемы отрасли.

Несмотря на непростые экономические условия, последний год оказался одним из самых успешных для дорожной отрасли, заявил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, открывая пленарную дискуссию «Трафик будущего: идеальная дорога и автомобиль». Это стало возможным благодаря решению не останавливать дорожное строительство в пандемийный период, начиная с апреля 2020 года. В результате в прошлом году в физическом объеме отрасль выросла на 8%, в денежном — на 20% по сравнению с предыдущим периодом. Были введены в эксплуатацию ряд крупных объектов, в том числе ЦКАД. Что касается перспектив развития платных дорог, то самой амбициозной задачей в этой сфере вице-премьер назвал строительство 810 километров трассы М-12 Казань — Москва. «Президент поручил продлить ее до Екатеринбурга и дальше — до Челябинска», — напомнил он. В 2021 году работы были дополнительно профинансированы на 200 млрд руб.

Также вице-премьер подчеркнул, что в результате опережающего финансирования в текущем году в дорожную отрасль удалось дополнительно привлечь 200 млрд руб. «Нам удалось договориться с Минфином России, что для финансирования дорожного строительства в регионах в рамках лимитов на 2022–2023 годы направляем неиспользованные остатки бюджетных средств. Тем, кто готов строить намеченное уже сейчас, мы передаем эти средства заранее, а потом компенсируем за счет лимитов», — пояснил вице-премьер. Так, благодаря привлечению 17 млрд руб. на год раньше проектных сроков будет завершено строительство обхода Аксая, то есть уже в 2023 году. Кроме того, на обновление муниципальных дорог в регионах в этом году выделено 60 млрд руб. дополнительного бюджетного финансирования за счет неиспользованных остатков.

Помощник Президента РФ Игорь Левитин отметил вклад дорожной отрасли в экономику России: она создает 1,5% ВВП. По его мнению, ставку надо делать также на развитие скоростных автомобильных дорог. Он подчеркнул, что их стали строить в России сравнительно недавно, десять лет назад, но уже сегодня их качество сопоставимо с мировыми стандартами. За это время в России появилось более 6000 км магистралей, однако сеть скоростных дорог пока не развита. Для сравнения: в Китае на сегодня насчитывается 161 000 км платных дорог высшей категории, в США — 95 000. «Сегодня мы потеряли интерес частного бизнеса к строительству дорог, — отметил Игорь Левитин. — Нужно подумать, как его вернуть, и сделать привлекательным финансирование дорог высшей категории для частного бизнеса».

БЕСПИЛОТНИКИ НА САДОВОМ
Участники дискуссии отметили ряд инноваций в дорожно-транспортной отрасли. Одна из них — дальнейшее развитие беспилотного транспорта. Как подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов, «Минтранс России — первое министерство в мире, которое действительно занялось продвижением этой новой технологии на государственном уровне». В настоящее время в России завершается создание полностью беспилотного автомобиля пятого поколения без кабины и классических систем безопасности, рассказал генеральный директор ООО «Национальные телематические системы» Алексей Нащекин. Пока эти транспортные средства находятся на стадии мелкосерийного производства, однако со следующего года, как предполагается, будут запущены в серию. «Такой автомобиль может безаварийно проехать по Садовому кольцу в Москве», — оценивает продукт Алексей Нащекин. Весь вопрос в том, готова ли к новому участнику основная масса участников движения. Но главной проблемой на сегодня остается создание соответствующей инфраструктуры для таких беспилотников.

Смежная задача — сбор «больших данных», используемых для оптимизации движения, повышения уровня его безопасности, снижения издержек и повышения экологичности транспорта. Сейчас это направление развивается недостаточно быстро из-за споров относительно того, кто является собственником данных, кто какими правами пользуется относительно инфраструктуры, кто может получать выгоду от использования этих данных, продолжил тему председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович. «Нужно найти баланс между интересами всех игроков рынка», — полагает он. Также необходима интеграция новых видов транспорта в энергетические сети. «Есть прототипы, но пока решение, которое удовлетворило бы Россию и мир, не найдено. По нашим оценкам, потребуется еще 5–7 лет, чтобы получить технологии хранения энергии, позволяющие экономически выгодно использовать электрический транспорт без значительных субсидий», — добавил Аркадий Дворкович.

Людмила Изъюрова
Фото предоставлены организаторами

Полностью статью «От беспилотников до BIM» можно прочитать в №10 2021 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.