С резиновой крошкой – безопаснее

 

ДОБАВЛЕНИЕ РЕЗИНОВОЙ КРОШКИ В МАТЕРИАЛЫ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ДЕЛАЕТ АВТОТРАССЫ ДОЛГОВЕЧНЕЕ И БЕЗОПАСНЕЕ В ДОЖДЬ И ГОЛОЛЕД

Российские дорожники активно проводят тестирование резиновых материалов для их использования в строительстве и ремонте дорог.

Преимущества и особенности свойств битума и асфальтобетона, обогащенных резиновой крошкой, и перспективы их применения дорожниками были рассмотрены на сессии «Пути и технологии использования резиновой крошки в материалах для транспортного строительства», проведенной в рамках состоявшегося в Москве II Международного форума «Шины, РТИ и каучуки».

Президент Ассоциации содействия восстановлению и переработке шин «Шиноэкология», заведующий кафедрой МАДИ «Техносферная безопасность» Юрий Трофименко в своем докладе рассказал о перспективах и проблемах развития отрасли утилизации шин. Он озвучил следующие данные: в 2020 году в России было переработано около 400 тыс. тонн изношенных шин при реализации шин в 2019 году в объеме около 872 тыс. тонн. К 2028 году планируется перерабатывать шины в объеме их возможного сбора. По данным открытых источников, отметил он, на внутреннем рынке России в 2020 году реализовано 733 тыс. тонн шин. Под расширенную ответственность производителя (РОП, механизм экономического регулирования, согласно которому производители и импортеры товаров обязаны обеспечить их утилизацию после использования и утраты потребительских свойств. – Ред.) в отчетном 2021 году подлежало около 220 тыс. тонн. Это 30% от объема образования шин в 2020 году.

Юрий Трофименко обозначил свое видение решения проблем обращения с изношенными шинами. Это, прежде всего, обеспечение охвата системой утилизации шин всех основных источников поступления шин на внутренний рынок. В настоящее время, подчеркнул он, в России фактически отсутствует механизм регулирования утилизации шин, комплектующих автомобили, а также в целом остановлена государственная программа по утилизации автомобилей. 20–25% шин, реализуемых на территории страны, не попадают в декларацию, подаваемую производителями шин. Это шины, идущие на комплектацию новых и подержанных автомобилей, колесной строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники. Для исправления этой ситуации, по мнению Юрия Трофименко, необходимо возобновление программ утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств за счет утилизационного сбора. В указанных программах целесообразно учесть утилизацию комплектующих транспортных средств, в частности шин.

Важно развивать и систему сбора шин у населения, для этого требуется обеспечить необходимой инфраструктурой сбора шин, покрышек, камер каждый регион РФ с указанием ответственных, стоимости и сроков выполнения работ и установить минимальные целевые показатели сбора шин.

– Обязательна поддержка действующих предприятий по утилизации шин. Необходима и оценка наличия инфраструктуры для утилизации шин, покрышек, камер, кроме сжигания, в субъектах Федерации, разработка программы реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих предприятий отрасли по утилизации шин. Должны быть созданы стандарты реализации инвестиционных проектов по утилизации шин, покрышек, камер, направленных на повышение привлекательности и улучшение условий финансирования таких проектов, что предусмотрено в том числе пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 14 января 2019, – подчеркнул Трофименко.

Также Юрий Трофименко затронул вопросы стимулирования предприятий по применению вторичных материальных ресурсов (ВМР). Для этого, отметил он, следует стимулировать использование продуктов, получаемых при утилизации шин, это, в частности, резиновая крошка различной фракции, текстильный, металлический корд, углерод, пиролизная жидкость, пиролизный газ, в рамках импортозамещения в отраслях нефтехимического сектора, в дорожном хозяйстве, в составе резиновых смесей, при производстве неответственных и малоответственных РТИ, РТИ сельскохозяйственного, строительного назначения и в других отраслях промышленности.

– Требуется введение единой терминологии для понятий вторичных материальных ресурсов, вторичного сырья. Решению будет способствовать принятие проекта изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части, касающейся ВМР, – подчеркнул Трофименко. – Также нужна разработка СТО и ГОСТов на новую продукцию, получаемую в процессе утилизации шин. Необходимо и приведение норматива утилизации шин в соответствие имеющимся мощностям по утилизации, затем дальнейшее увеличение норматива не менее чем на 10% в год, начиная с 2023 года. В этом случае будет обеспечено достижение к 2028 году целевого показателя утилизации шин – 87%. Следует и снизить нагрузку на бизнес при помощи моратория на проведение проверок малого и среднего бизнеса, в том числе по требованию наличия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и по взиманию акциза на операции с пиролизной жидкостью, до конца 2023 года.

Юрий Трофименко напомнил, что Федеральным законом от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе» в его редакции от 30 декабря 2020 года установлено, что ГЭЭ подлежат проекты технической документации на новые технику и технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду. Однако, добавил он, технология утилизации шин механическим способом не является новой – она используется с 1942 года и применяется на 85% действующих предприятий по их переработке. Все предприятия имеют лицензии на данный вид деятельности в соответствии с действующим законодательством. Несмотря на это, требования к предприятиям продолжают предъявляться, так как нет однозначного и четкого толкования нормативной документации и федерального закона, касающихся ГЭЭ.

– Разработан и находится на согласовании проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты Российской Федерации». Проект предполагает, что объектами ГЭЭ будут являться проекты технической документации на технику и технологию, разработанные после 1 января 2023 года для использования на территории Российской Федерации. Данная поправка позволит исключить требование ГЭЭ на технику и технологию для действующих предприятий. А оценка негативного воздействия на окружающую среду будет оцениваться по факту, – отметил Трофименко, завершая свое выступление на сессии.

Заведующий кафедрой «Дорожно-строительные материалы» МАДИ Юрий Васильев в своем докладе рассказал о сферах применения цементобетона, имеющего в своем составе резиновую крошку. Он отметил, что при использовании смеси из крупной и мелкой крошки с уровнем замены около 10% такой материал может применяться как конструкционный бетон средней прочности и долговечности, используемый для изготовления плит, балок, колонн, стен, фундаментов, дорожных заграждений и шпал. Если доля резиновой смеси составляет в материале от 10 до 20%, то тогда он обозначается как конструкционный бетон низкой прочности и средней долговечности, который также применяется для изготовления плит, балок, колонн, стен, фундаментов, дорожных заграждений и шпал. Бетон, в котором доля смеси мелкой и крупной крошки превышает 20%, классифицируется как неконструкционный бетон низкой прочности и средней долговечности, который можно использовать так же, как и два предыдущих типа. При использовании только мелкой крошки объемом менее 10% полученный материал классифицируется как высокопрочный долговечный конструкционный бетон, который может использоваться для изготовления плит, балок, колонн, мостовых устоев, стен, фундаментов, плотин, резервуаров для воды, транспортных заграждений и шпал.

При увеличении доли крошки до объемов от 10 до 20% получается конструкционный бетон средней прочности и долговечности, чье применение допускается в изготовлении плит, балок, колонн, стен, фундаментов, дорожных заграждений, легких панелей и шпал. Также классифицируется и бетон с долей крошки в 20–40% при аналогичной сфере применения. Если же доля крошки превышает 40%, то материал характеризуется как неконструкционный бетон низкой долговечности, который может применяться для изготовления бетонных стяжек, бордюров, блоков и дорожных заграждений.

Юрий Васильев в своем выступлении отметил, что вопросы влияния размера частиц резиновой крошки на свойства цементобетона пока изучены недостаточно. В настоящее время, подчеркнул он, отсутствуют разработанные методы проектирования резинобетона. Поэтому необходимо провести дополнительные исследования характеристик этого материала. При этом он обратил внимание участников сессии на тот факт, что добавление резиновой крошки до определенного количества может значительно повысить ударную вязкость и поглощение энергии бетона при сохранении других механических свойств.

– Обработка резиновой крошки – новая многообещающая область, связанная с использованием резиновой крошки в бетоне. Чтобы улучшить общие свойства бетона с резиновой крошкой, можно использовать несколько методов обработки с целью улучшения сцепления между резиновой крошкой и цементным раствором. Бетон с резиновой крошкой целесообразно использовать на объектах, где в процессе эксплуатации могут иметь место ударные воздействия, – сказал Юрий Васильев в завершение своего доклада.

Леонид Григорьев

Фото: Ассоциация содействия восстановлению и переработке шин «Шиноэкология»,

old.madi.ru

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.