Ежемесячный информационно аналитический
журнал "Автомобильные дороги"

№ 2 (963) Февраль, 2012
Издания
ВНИМАНИЕ! Идёт подписка на журнал «Автомобильные дороги» на 2015 год. Контактный телефон: (495) 748-36-84. А также в отделениях ФГУП "Почта России" по Каталогам "Газеты,Журналы" ("Роспечать") "Пресса России","Почта России","Урал-Пресс"
   ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ >>>
Об издательстве | Размещение рекламы | Подписаться | Mediakit | Опрос | Новости
 Тема номера
Инструмент внедрения инноваций

Сила – в единстве

Оптимальная модель планирования

Решающая роль факторов

Эффект эластичных покрытий

[все номера]

 В объективе регион
Строить можно еще быстрее

Основные работы впереди

Адлер – Веселое: путь к рекордам

Сбоев не будет

К финишной прямой

Во главе угла – контроль

Горы покоряются умелым

В олимпийском темпе

[все номера]

 Безопасность
Цена профессиональной некомпетентности

Как пробить пробки?

[все номера]

 В Правительстве РФ
Сверили позиции

[все номера]

 Законотворчество
Диагноз ясен. Выводы последуют?

Подготовлен с разногласиями

[все номера]

 Партнеры
Крепкий – значит орский

[все номера]

 Инновации
От струны до трехмерного проекта

Путь к принятию решения

Ультразвуковая очистка

[все номера]

 Актуально
Нужна четкая классификация дорог

Энергоаудит – уже реальность

[все номера]

 Спецтехника
Для разных грузов

Здоровье шины – в надежные руки

На автомобильных шасси

Английский газон на российской обочине

[все номера]

 Юбилеи
Пятерки Хвоинского

[все номера]

 Редакция журнала
Главный редактор
Алхимова Наталья Владимировна

Помощник Главного редактора
Васильева Виолетта Александровна

Ответственный секретарь
Паршиков Семен Стефанович

Тел.: (495) 748-36-84
E-mail: [email protected]


 Отдел подписки
Руководитель
Мартынова Инна Александровна
Тел: +7(495) 748-36-84 доб. 1047
E-mail: [email protected]

Зам.руководителя
Тарасова Надежда Александровна
Тел: 748-36-84
E-mail: [email protected]

Ст.менеджер
Рассказов Игорь Александрович
Тел: 748-36-84
E-mail: [email protected]



 Прием рекламы
Служба рекламы, маркетинга и выставочной деятельности

Руководитель:
Макарова Людмила Александровна
E-mail: [email protected]
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Ведущий менеджер по работе с корпоративными:
Короткова Юлия Анатольевна
E-mail: [email protected]
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 909) 691-21-00
(8 499) 501-50-44
Зам.руководителя по маркетингу и выставочной деятельности:
Перевезенцева
Екатерина Алексеевна
E-mail: [email protected]
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел.Моб.: (8 926) 557-11-33
Менеджер
Кушниренко Николай Васильевич
E-mail: [email protected]
Тел./Факс: (495) 316-48-69
Тел.Моб.: (8 916) 459-59-43
312-852-170
My status Postulat
Заместитель руководителя службы рекламы, маркетинга и выставочной деятельности по спецпроектам:
Филиппова Юлия Васильевна
E-mail: [email protected]
Тел./Факс: (495) 748-36-84
Тел./Моб: 8 (926) 622-19-85
Руководитель отдела развития и новых проектов:
Теребкова Елена Валентинова
E-mail: [email protected]
Тел./Факс: (495) 748-36-84(доб. 1534)

Нужна четкая классификация дорог

Актуально
Классификация, разделяя объекты на отдельные группы, фиксирует закономерные связи между ними с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. В этом аспекте классификация служит средством хранения и поиска информации, содержащейся в ней самой. При этом классификация должна учитывать тот факт, что в природе нет строгих разграничений и переходов от одного типа (вида, класса…) к другому. В случае представления классификацией системы соподчиненных понятий ее структура может выглядеть как своеобразное дерево.

Классификация, как правило, складывается постепенно и в процессе развития системы развивается и совершенствуется.
Аналогичный процесс претерпевает и классификация автомобильных дорог в России. Начиная с 1936 года, дороги начали делить на группы по возможности проезда автомобилей. В 1938 году появились классы дорог, в 1955 – категории дорог, продержавшиеся до настоящего времени. Во всех случаях классификация осуществлялась по техническим признакам. В 1950–1960-е годы в стране (СССР) уже сложилась достаточно развитая сеть вполне современных на тот период автомобильных дорог, построенных в соответствии со схемой развития автодорожной сети, для решения вполне определенных задач – общегосударственного, внутригосударственного и местного значения и масштаба.  Следствием этого явилось появление новой классификации – по роли и значению в жизни страны (СНиП 1962 г.) [1]. По этому признаку дороги были разделены на три группы: дороги союзного значения – связывающие основные, наиболее важные для государства города, промышленные центры и территории и проходящие по всей территории СССР; дороги республиканского значения – важнейшие внутренние дороги союзных республик СССР; местные дороги – дороги внутриобластные, внутрикраевые, на территории автономных республик. Эта классификация дополнялась технической, по которой все автомобильные дороги общего пользования делились на 5 технических категорий.
Сложилось классификационное дерево, полностью отражающее структуру системы автомобильных дорог в стране, совпадающее с решаемыми государством задачами и потому успешно просуществовавшее без особых изменений в течение 30 лет.
Положение резко изменилось после 1991 года. Распался СССР, исчезли союзные республики, всесоюзная сеть автомобильных дорог разделилась на отдельные части в соответствии возникшими новыми государственными границами. Прежняя административная (по значению) классификация прекратила свое существование.
По инерции оставшиеся в России участки прежних дорог союзного значения стали называть федеральными, хотя продолжал (и продолжает до сих пор) действовать СНиП 2.05.02-85. В 2003 году появилось два документа: дополнение к СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» [10] и методические рекомендации по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог общего пользования [11]. Дополнение к СНиПу сделало попытку введения новой административной классификации, разделив все дороги на четыре группы:
1. Магистральные автомобильные дороги;
2. Прочие федеральные дороги;
3. Республиканские, краевые, областные дороги и дороги автономных образований;
4. Дороги местного значения.
Дополнение прочно связало их с техническими категориями. Эта классификация далеко не в полной мере отражает потребности обеспечения национальной безопасности страны. Например, магистральные федеральные дороги связывают центры административных образований на территории РФ и тем самым не обеспечивают сквозные автомобильные перевозки по стране. Достаточно взглянуть на карту РФ и отыскать эти центры: вся Сибирь и Дальний Восток останутся без магистральных дорог. Почему-то специально выделены международные автотранспортные связи. Где они?
Неправомерно выделена роль республик, ранее бывших автономными. Они поставлены впереди краев и областей – при их совершенно одинаковом государственном статусе. Термин «прочие федеральные дороги» совершенно не определен: они связывают центры крев, областей, республик с ближайшими административными центрами автономных образований  (какого уровня?).
Назначение дорог республиканских, краевых и областных вообще не раскрыто. В технической классификации появились категории 1-а (автомагистрали) и 1-б (скоростные дороги). Причем обе группы  категории 1 относятся к магистральным федеральным дорогам, а группа 1-б и к прочим федеральным дорогам. Для всех категорий дорог назначены очень низкие – даже для 2003 года – граничные значения расчетной интенсивности движения. Таким образом, дополнение  к СНиП 2.05.02-85 не содержит четкую и ясную классификацию дорог, не только исходя из их значения для жизни государства, но даже с технической точки зрения.
Методические рекомендации [11] также предприняли попытку классифицировать дороги, исходя из их социально-экономического значения. В документе [11] исчез термин «федеральные» дороги, а в колонке «экономическое значение автомобильной дороги» (а где  объявленное социальное?) указываются только связываемые ими пункты. Причем подъезды к аэропортам, морским и речным портам попали в первую группу дорог. Туда же попали пригородные участки дорог у крупных городов. Очевидно, что такой «набор» видов дорог в одной – первой – группе свидетельствует о том, что авторы рекомендаций [11] уже начали учитывать последствия бурной автомобилизации страны. 
Вторая группа дорог обеспечивает связь областных центров между собой.
Еще одна группа рассматривает связь между районными центрами, и здесь же упоминаются дороги местного значения. Но какова экономическая, социальная роль этих дорог? В чем состоит их назначение в обеспечении жизни страны, разных территорий страны? Этот вопрос остался без ответа.
В рекомендациях указаны всего три группы дорог, в противовес дополнению к СНиП 2.05.02-85. К тому же в рекомендациях появились «автомобильные дороги общего типа». Причем во всех трех группах дорог. Что это такое – не ясно. Замечание о величинах граничной интенсивности движения, сделанное к дополнению к СНиПу, остается и для рекомендаций.
В 2005 году был принят национальный стандарт (ГОСТ Р 52399-2005 [12], в котором повторены три группы дорог, указанные в рекомендациях. Отличие от дополнения к СНиПу состоит и в том, что в документах [11, 12] появилась техническая категории дорог 1-в, которой ранее не было.
Анализ документов [10, 11] свидетельствует о том, что, несмотря на резко возросшую роль автомобильного транспорта в обеспечении экономического, социального и оборонного потенциала страны, несмотря на огромное негативное влияние автотранспорта на природную среду (обобщенно – в обеспечении национальной безопасности), в настоящее время в России отсутствует понятная и четкая классификация автомобильных дорог, что задерживает не только развитие дорожного хозяйства, но и развитие всей страны.
В начале 90-х годов XX века в России было принято решение на развитие автомобилизации общества. Автопарк стал быстро возрастать: от нескольких миллионов машин (в 1994 г. – 12 миллионов) до десятков миллионов (в 2010 г. – 43 миллиона). Уровень автомобилизации населения в России вырос от 30–40 авто на 1000 жителей (из которых 80% были грузовыми) до 300–400 авто и более (в разных регионах страны). Изменился и состав автопарка – более 80% автомобилей являются легковыми.
Автомобильные дороги до середины 80-х годов XX века в основном были двухполосными, рассчитанными из условий движения одиночного автомобиля. Бурная автомобилизация общества быстро привела к появлению на дорогах интенсивных транспортных потоков. Уровень загрузки дорог вырос от 0,05–0,1 до (на многих участках) 0,6–1. Это потребовало решения вопроса. Оно было найдено путем расширения проезжей части существующих автомобильных дорог. Появились сначала дороги с двумя полосами движения в одном направлении (в основном на пригородных участках около крупных городов), затем с тремя, четырьмя и даже с шестью полосами движения в одном направлении. С интенсивностью движения неизмеримо более 10 тыс. автомобилей в сутки (20–30 … до 100–120 тыс. авт./сутки на некоторых участках).
Сложилась ситуация, когда практически нельзя классифицировать дороги исходя из технической категории. Например, к какой категории отнести дорогу Москва – Ярославль на участке от Москвы до Сергиева Посада (участки с шириной проезжей части от 4 до 12 полос движения, интенсивность от 30 до 100 тыс. авт./сутки), от Сергиева Посада до Ярославля – с двумя полосами движения и интенсивностью несколько десятков тысяч автомобилей в сутки? На дороге на всем протяжении многочисленные заторы, скорость движения определяется уровнем загрузки от 0,6 до 1. То же можно сказать о дороге «Дон» на всем ее протяжении и практически обо всех других дорогах.
Таким образом, анализ показывает, что и старая  техническая классификация уже не соответствует действительности. Назрела потребность в новой, соответствующей реально сложившимся в стране условиям.
В настоящее время дороги разделены не по значению, а по признаку собственности. Малая часть дорог (в настоящее время порядка 50 тыс. км – около 4,5% от исчисляемых сегодня 1100 тыс. км дорог) объявлена собственностью Российской Федерации и финансируется из бюджета Федерации. Все важнейшие дороги на территории краев, областей, бывших автономных (теперь просто) республик объявлены территориальными (таких дорог в действующей классификации и предложениях к ней нет), то есть собственностью этих субъектов Федерации. С финансированием из бюджетов субъектов и, в очень значительной мере, из бюджета Федерации. Территориальных дорог насчитывается порядка 550 тысяч километров (около 50% от всей сети дорог). Остались еще несколько сотен тысяч километров дорог – на территории районов, муниципалитетов, много лет не объявленных чей-то собственностью. А потому и не финансировавшихся никем. Лишь в последние 1–2 года предпринимаются какие-то попытки их хоть какого-то финансирования, но пока безуспешные.

Полную версию статьи читайте в номере.

К началу
 Читайте в номере

Содержание





Предприятия транспортного комплекса РФ 2012

"ДОН"
АВТОМАГИСТРАЛЬ М-4

«Награды транспортного комплекса»

 Подписка
Подписаться
Отписаться

 Интернет-опрос
Как вы оцениваете состояние Российских дорог
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Ужасно


 





























Возможность заказа с доставкой
gp-kk.ru
Строительство бассейнов и саун. Рейтинг материалов и авторов.
admiralpools.ru
© 1927-2013 Министерство Транспорта РФ, ЗАО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.avtodorogi-magazine.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д/в. 24, офис 403.
E-mail:
[email protected], тел: 748-36-84, тел/факс 963-22-14